Одним из старейших предприятий района является Управление технологического транспорта, ныне ЗАО «Нижневолжское УТТ».
Необходимость в его создании возникла вскоре после начала эксплуатации Жирновского нефтяного месторождения. Только самостоятельное автотранспортное предприятие могло обеспечить бесперебойное снабжение нефтяных и газовых промыслов.
Приказом № 552 по объединению «Саратовнефть» от 18.12.1951 года была образована транспортная контора треста «Сталинграднефть», первым директором которой был назначен К.П.Пискарев, зав.гаражом – Ф.Е.Каменнов, механиком гаража – Ф.И.Анипченко.
Из конторы бурения в состав созданной автотранспортной конторы (АТК) переведены водители, слесари по ремонту автомобилей, тракторная и автомобильная техника. В 1951 году в составе АТК было всего 30 автомобилей марок ЗИС-156, ЯАЗ-210, ЗИС-150 и 15 тракторов марки С-80. Всего 45 единиц техники и 80 человек персонала. Автопарк размещался в районе нынешних гаражей около ООО «Б.К. Евразия», а контора - в здании старого военкомата.
В феврале 1952 года директором предприятия был назначен Ф.Е.Каменнов, главным инженером – Н.Ф.Мельситов, начальником гаража – Г.И.Молчанов.
Работа АТК набирала свои обороты, увеличивалось количество транспорта. Весной 1952 года новый директор АТК Г.И.Варламов и главный инженер М.П.Крымов руководили коллективом и автопарком, в котором уже находилось 43 автомобиля и 25 тракторов.
Осенью 1952 года пост директора АТК занял П.Н. Киргизов, а пост главного инженера – В.Я. Кузнецов.
В крайне тяжелых условиях, при постоянной смене руководства, отсутствии материально-технической и ремонтной базы итоги первого года работы предприятия были признаны удовлетворительными. Основная задача, стоящая перед коллективом была достойно выполнена. Именно поэтому директор треста «Сталинграднефть» А.И.Федорченко принял решение создать материальную базу для обслуживания и ремонта подвижного состава, было организовано обучение водителей, слесарей и агрегатчиков самым современным методам работы с использованием социалистического соревнования.
В феврале 1954 года главный инженер Н.А.Кукса был назначен директором АТК, а должность главного инженера занял Е.П.Косоротов. Первым заведующим ремонтно-механическими мастерскими стал В.П.Контеев, заведующий гаражом - В.Н.Белов, начальником тракторного парка - В.П.Климов. В тот же год построены новые боксы для техники, помещения под ремонтные мастерские, склады и т.д. И сегодня основные подразделения предприятия находятся на том же месте.
В 1955 году автотранспортная контора вошла в состав Жирновского нефтепромыслового управления (НПУ).
Шло время… Расширялись ремонтно-механические мастерские, увеличивался автотранспортный парк, росла численность работников АТК. В 1957-1958 г.г в автотранспортной конторе появилась собственная котельная для обогрева всех помещений.
В 1959 году по приказу Жирновского НПУ был утвержден штат дорожного участка автотранспортной конторы, который возглавил С.П.Сазонов.
В начале 1960 года в состав АТК вошел и кислородный цех с 12 работниками и руководителем И.М.Щипаковым.
Техника АТК обслуживала не только нефтяные промыслы, но и активно помогала совхозам района в горячую уборочную страду при сборе урожая.
В июле 1962 года по решению директора АТК А.Т.Чичикина и главного инженера Р.И.Зерщикова были созданы колонны автомобильной и тракторной техники. Первые три колонны подчинялись начальнику гаража А.Е.Рассохатскому и были назначены первые начальники колонн:
Д.В.Мариевский - колонна № 1 (108 ед.);
Б.П.Заболотнев - колонна № 2 (66 ед.);
В.В.Белик - колонна № 3 (43 ед. вахтового и автомобильного транспорта).
Тракторный парк, под руководством И.А.Дарищева насчитывал 86 единиц техники и был так же разбит на две колонны.
Тракторную колонну № 4, которая насчитывала 55 единиц ходовых тракторов, возглавил Б.П.Задорожный.
Тракторную колонну № 5, охватившую крановую технику и бульдозеры в количестве 31 единицы, возглавил Н.С.Вяльдин.
Спустя некоторое время появились специальные колонны № 6 и № 7.
Интересно, что еще в конце 50-х годов руководство колонной было доверено женщине – Е.А.Эдемская. Она стала единственной в истории предприятия женщиной, которой пришлось занимать такой пост. Еще в 1957 году, будучи начальником автовокзала, она получила прозвище «Чапаев в юбке».
С самого начала существования предприятия перед транспортниками была поставлена задача по бесперебойному обеспечению бригад подземного и капитального ремонта скважин спецтехникой и тракторами, и все это время автотранспортная контора успешно выполняло эту задачу.
В апреле 1964 года предприятие возглавил М.И.Масленников, а пост главного инженера - И.Л. Суетин. А осенью этого же года директором АТК стал
Б.С. Рубашкин.
К началу 70-х годов количество техники на предприятии возросло до 450 единиц. Автотранспортная контора стала одним из самых нужных транспортных подразделений в области.
С ноября 1974 года Жирновская АТК, выйдя из состава Нефтегазодобывающего Управления (НГДУ), которое ранее называлось Нефтепромысловым управлением, стала самостоятельным структурным подразделением в составе Объединения «Нижневолжскнефть» (НВН). Автомобильный гараж АТК возглавил Г.Ф.Харченко, автоколонну № 1 – А.П.Железняков, автоколонну № 2 – М.Г.Григорьев, автоколонну №3 – А.Ф.Копырин, тракторную колонну № 4 – Б.П.Задорожный, тракторную колонну № 5 – А.Г.Кульгук, тракторный парк – И.А.Дарищев.
В июне 1975 года вновь произошли кадровые перемены. На должность директора АТК был назначен В.И.Пряхин, а на должность главного инженера Г.Ф.Харченко (1976 г.). В феврале 1976 года автотранспортную контору переименовали в Жирновское управление технологического транспорта (УТТ). Предприятие было оснащено современной техникой, появилась потребность в более квалифицированных кадрах. К марту 1976 года численность коллектива уже составляла 644 человека, а подвижной состав насчитывал 380 единиц техники.
По итогам социалистического соревнования за 1982-й год коллективу Жирновского УТТ было присуждено переходящее Красное знамя объединения «Нижневолжскнефть». В этот год пост главного инженера занял Р.А.Низаметдинов.
В июле 1985 года на должность заместителя начальника Управления технологического транспорта по грузовым и вахтовым перевозкам был назначен А.Г.Кульгук, начальником ремонтно-механической мастерской – К.В.Сорокин. В ноябре 1985 года на должность главного механика направлен А.Н.Кауров, а должность начальника автовокзала занял А.Ф.Копырин, в апреле 1986 года старшим механиком автовокзала назначен В.Н.Спиридонов.
В то же время, в соответствии с решением Объединения, происходили структурные изменения ремонтно-мехнической мастерской с целью реализации эксперимента Белорусской железной дороги по повышению экономической эффективности работы транспорта.
Суть изменений заключается в том, что в функции ремонтной службы должны были войти все виды технического осмотра (ТО-1 и ТО-2), технического ремонта (ТР) и капитального ремонта (КР) автомобилей и тракторов.
Для оперативного руководства обслуживанием и ремонтом, получения реальной информации об их прохождении, был создан центр управления производством. На базе имеющихся ремонтных мастерских организовано пять бригад.
Все функции по проведению обслуживания и ремонта подвижного состава переданы начальнику РММ, именуемому в дальнейшем начальником центра управления производством.
Освободив всех начальников колонн от проведения обслуживания и ремонта своей техники, на них возложили обязанности по контролю за выпуском и возвращением с линии автомобилей, за прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских освидетельствований, за соблюдение водителями правил техники безопасности и норм пожарной безопасности, обеспечение документацией по технике безопасности и своевременного проведения инструктажей. Ранее эти функции осуществлял начальник гаража. В связи с данными функциональными изменениями должность начальника гаража упразднилась, а вместе с этим было сокращено еще девять должностей.
В 1986 году Жирновское УТТ было признано по Объединению победителем в соревновании по изобретательской и рационализаторской работе. Ценными подарками были награждены А.А.Савельев, А.Н.Кауров, А.А.Губенко, И.Л.Черкашин, Ф.В.Палачев, Г.П.Самарский и др.
В начале 1988 года должность начальника автовокзала занял В.Н.Спиридонов, а главным механиком автовокзала стал А.И.Мигунов. В мае этого же года В.Н.Спиридонов был назначен на должность начальника производственно-технического отдела (ПТО). Должность начальника автовокзала занял А.Ф.Копырин. Приступил к исполнению обязанностей инженера по мобилизационной работе и гражданской обороне А.А.Губенко, а в октябре месяце он перешел мастером в ремонтно-механическую мастерскую, на его место был назначен Б.В.Фоменко.
План трех лет пятилетки коллектив УТТ выполнил за 2 года 9 месяцев.
В мае 1989 года на баланс Жирновского управления технологического транспорта был принят Жирновский карьер и асфальтобетонный завод с оборудованием и автотракторной техникой. В штат УТТ вошли 35 работников карьера. Мастером по добыче камня и щебня назначен А.М.Цандеков, а прорабом дорожного участка - В.Н.Мосейчук.
В 1991 году начальником УТТ был назначен В.Н.Спиридонов. Производственно-технический отдел возглавил А.Н.Борщ, а через некоторое время эту должность занял В.В.Шаролапов. К обязанностям начальника тракторного парка приступил Ю.В.Долбилин, на должность главного механика предприятия был назначен В.В.Баранов.
В 1995 году Жирновское УТТ в составе ОАО «Нижневолжскнефть», вошло в нефтяную компанию «ЛУКОЙЛ».
Транспортные предприятия всегда были в тесной связке с нефтяниками региона и все, что происходило в нефтяной промышленности, напрямую сказывалось на развитии спецнефтетранспорта. В конце 90-ых годов было отмечено некоторое падение добычи нефти и газа в Жирновском районе и руководством Общества для оптимизации производственных затрат было принято решение об объединении Жирновского, Коробковского и Волгоградского УТТ в единое обособленное подразделение – Управление «Нижневолжсктранссервис» с местонахождением управления в Жирновске.
С 1996 года добыча нефти и газа стабилизировалась на уровне 3,2 млн.тонн. Это позволило добиться стабильной работы Объединения и его структурных подразделений.
В августе 1997 года начальником Жирновского участка транспортного обеспечения стал Александр Иванович Мигунов.
Длительное время техническую службу возглавлял Р.А. Низаметдинов. Проработав 15 лет в должности главного инженера предприятия и общим трудовым стажем на предприятии более 30 лет, достигнув пенсионного возраста, он перешел на должность заместителя главного инженера по охране труда и технике безопасности. Главным инженером был назначен В.В.Баранова, главным механиком управления становится Ю.К.Костюк.
К 50-летию начала промышленной добычи нефти на Нижней Волге в 1999 году управление «Нижневолжсктранссервис» подошло с хорошими результатами. За 50 лет нефтяниками было добыто 200 млн.тонн нефти и конечно, свой неотъемлемый вклад в развитие нефтяной отрасли внесли транспортники.
В 2001 году продолжилось преобразование транспортных подразделений, и 25 июня управление «Нижневолжсктранссервис» вновь было переименовано в Управление технологического транспорта. Для координации и оперативного управления цехами создан аппарат Управления технологического транспорта под руководством В.Н.Спиридонова. Ровно через месяц - 26 июля 2001 года в целях совершенствования организационной структуры ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» на баланс Управления был принят транспорт из цехов спецтехники Жирновского, Коробковского, Арчединского НГДУ, а так же весь подвижной состав прочих структурных подразделений ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть». Через год, после объединения спецнефтетранспорта в 2002 году в состав УТТ вошел и Астраханский цех. Теперь в структуру Управления технологического транспорта входило пять равноценных цехов - Жирновский, Коробковский, Арчединский, Волгоградский и Астраханский. Численность работников УТТ достигла 2 227 человек, а количество транспорта 1443 ед.
В результате объединения спецтехники произошли глубокие структурные изменения в руководстве Жирновского цеха. Организация работы была возложена на начальника цеха А.И.Мигунова и его заместителя - Н.А.Федорова. Появилось пять автомобильных колонн.
Колонну вахтовых грузовых машин возглавил один из старейших кадровых работников, человек, отдавший предприятию все свои знания и профессионализм, который стоял у истоков зарождения автопредприятия и был долгое время бессменным начальником автоколонны - это А.И.Каштанов. Его колонна насчитывала в тот момент уже 137 единиц техники.
Колонну вахтовых машин и автобусов в количестве 117 единиц возглавил Н.В.Кушнаренко.
Руководство колонной № 1 специальной техники осуществлял Ю.А.Вязьмин, в ее состав входило 122 единицы техники.
В.В.Косьяненко приступил к руководству колонной № 2 специальной техники, в составе которой было уже 58 единиц.
И.А.Игнатовский был назначен начальником колонны № 3, которая состояла из 67 единиц специальной техники.
Руководство тракторным парком уже не первый год осуществлял Н.И.Банько, парк насчитывал теперь 163 единицы тракторной техники.
Как и несколько лет назад для обслуживания и ремонта был образован центр управления производством на базе ремонтной мастерской. Руководство работой центра было доверено К.В.Сорокину, который на протяжении многих лет трудился на предприятии и был прекрасным организатором и руководителем среднего звена. Под его руководством было 140 специалистов.
В 2001 году работники УТТ приложили максимум усилий для обеспечения бесперебойной работы основных подразделений ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» и «Нижневолжскбурнефть», а также для организации рабочих мест по обслуживанию и ремонту машин.
Необходимо отметить, что цеха УТТ на протяжении нескольких лет подряд являлись победителями конкурса за безопасность движения по Волгоградской области, а также среди транспортных структур нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». Водительский состав работал без отчетных дорожно-транспортных происшествий, а наиболее достойные работники были награждены Грамотами, Благодарностями, денежными премиями и памятными призами.
За высокие показатели в труде, профессиональное мастерство и вклад в развитие компании коллектив Управления технологического транспорта был награжден Почетной грамотой президента Нефтяной Компании «ЛУКОЙЛ» В.Ю.Алекперова.
В 2003-2004 г.г. предприятие вновь подверглось структурным изменениям. В течение года из состава УТТ выделилась значительная часть техники в составе 256 единиц и 379 человек в обособленное предприятие ООО «Транзит», которое возглавил В.Н.Спиридонов. Руководство Управлением технологического транспорта было возложено на А.И. Мигунова, занимавшего до этого пост начальника Жирновского участка. Управление технологического транспорта приобрело в лице работников вновь созданного предприятия не только коллег, но и конкурентоспособных партнеров. Дух здоровой конкуренции требовал от руководства предприятия новых методов управления, обновления автопарка, повышения профессионализма работников. Все эти сложные задачи успешно были решены и выполнены. УТТ показало хорошие результаты в выполнении транспортных программ, взятых на себя обязательств в сложный период реорганизации основного Общества.
Теперь, как никогда возникла потребность в высоком качестве транспортных услуг и ремонта, в организации транспортного сервиса для поддержания своей конкурентоспособности.
В сентябре 2007 года Управление технологического транспорта выделилось из состава ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», вошло в группу компаний холдинга «Спецнефтетранс» и стало закрытым акционерным обществом «Нижневолжское УТТ». Директором предприятия был назначен Александр Иванович Мигунов, до этого занимавший пост начальника УТТ.
На сегодняшний день ЗАО «Нижневолжское УТТ» крепко стоит на ногах. Приобретается новый транспорт, улучшается качество ремонта и проведения технического обслуживания, расширяется спектр услуг. С каждым днем увеличивается список клиентов-заказчиков.
Сегодня в непростых экономически сложных условиях, предприятие изыскивает возможности для стабильной работы, сохранению численности штата, своевременной выплаты заработной платы работникам, обеспечения полной занятости сотрудников. Такие результаты достигнуты благодаря грамотной работе руководства ЗАО «Нижневолжское УТТ», сплоченности всего коллектива, высокому профессиональному мастерству работников Общества. По прежнему транспортные цеха ЗАО «Нижневолжское УТТ» являются победителями конкурса «За безопасность движения» и по праву считаются лучшими в своей работе.
Несколько слов необходимо сказать о ветеранах, сыгравших огромную роль в становлении предприятия, стоявших у истоков развития спецнефтетранспорта-это Разваляев Иван Васильевич, Мишура Виктор Максимович, Ефремова Галина Аристарховна, Елисеев Василий Иванович, Бабаханов Саркис Ширванович, Митрофановы Александр Павлович и Николай Павлович, Горб Валентина Михайловна, Савельева Светлана Федоровна, Дупикова Наталья Дмитриевна, Шевченко Михаил Павлович, Енин Василий Михайлович, Ласица Василий Павлович, Ларин Василий Егорович, Краснов Владимир Николаевич, Лубкин Василий Никонорович, Толпейкин Юрий Васильевич, Фоменко Анатолий Иванович, Волохов Василий Иванович, Мурунов Олег Ефремович, Сорокин Константин Васильевич.
Свой неоценимый вклад в трудовую деятельность вносят работающие старейшины предприятия: Мигунов Александр Иванович, Баранов Валерий Владимирович, Фоменко Борис Васильевич, Кауров Александр Николаевич, Ткачева Вера Григорьевна, Федоров Николай Алексеевич, Косьяненко Владимир Васильевич, Мурылев Анатолий Константинович.
Достойно представляют предприятие, ныне работающие специалисты, которые не раз были в числе лучших работников: Пичугин Анатолий Федорович, Пиляй Евгений Викторович, Шаповалов Владимир Иванович, Кулаков Сергей Викторович, Нарочный Александр Викторович, Степанов Петр Федорович, Сазонов Александр Анатольевич, Цыбаев Анатолий Петрович, Вязьмин Юрий Александрович, Довганюк Николай Николаевич.
Коллектив предприятия с момента своего образования и по настоящее время был и остается важнейшим звеном в технологическом процессе разведки и добычи нефти, в осуществлении транспортных перевозок. Нижневолжское УТТ является одним из крупнейших предприятий не только в районе, но и в области. Обслуживает три нефтяных района: Жирновский, Котовский и Фроловский, имеет подразделения в Волгограде и в Астраханской области. На сегодняшний день на балансе предприятия более 750 единиц работающей техники и 1050 человек персонала, из них 330 человек трудятся в Жирновском участке. За время своего существования предприятие накопило огромный опыт и способно выполнять транспортные работы самой высокой сложности.